Благодаря уникальному сочетанию эксплуатационных свойств двухупаковочные полиуретаны занимают лидирующее положение и в сфере ремонтной окраски автомобилей.
По объемам потребления полиуретановые ЛКМ превосходят все остальные авторемонтные системы. Такое положение объясняется высокой скоростью отверждения этих материалов при обычной температуре, устойчивостью к бензину и горючесмазочным материалам, хорошей механической прочностью и отменным глянцем.
При ремонте автомобильных кузовов приходится использовать многослойные покрытия, состоящие из адгезионной грунтовки, шпатлевки, базисного и отделочного ЛКМ. При этом в силу специфики ремонтных работ очень серьезное внимание приходится уделять экологическим и технологическим свойствам материала.
Проблема состоит в том, что в США, Германии и других промышленно развитых странах существует нормативное регулирование эмиссии, согласно которому содержание летучих органических растворителей в авторемонтных ЛКМ строго ограничивается.
В качестве примера приведем нормативы, обязательные для производителей и потребителей авторемонтных ЛКМ в США:
Кроме экологических нормативов, автомобильные лакокрасочные материалы должны соответствовать требованиям потребителей в отношении режима сушки, т. к. высокие температуры отверждения опасны для неметаллических элементов ремонтируемого кузова.
В качестве первого слоя при ремонте кузова используют адгезионную грунтовку, предназначенную для улучшения сцепления металла с последующими слоями покрытия и для защиты металла от коррозии. Грунтовка формируется из алкидных материалов холодной сушки. Среди отечественных материалов такого типа хорошо известна глифталевая грунтовка ГФ-021, отверждающаяся за 24 часа.
Поверх грунтовки или непосредственно на металлическую поверхность наносят слой двухупаковочной полиэфирной или эпоксиамидной грунт-шпатлевки.
Наиболее популярны полиэфирные шпатлевки, выпускаемые различными зарубежными фирмами в комплекте «полуфабрикат» + «инициатор полимеризации перекисного типа». Эти грунт-шпатлевки имеют жизнеспособность в пределах от 3,5 до 6 часов и высыхают при комнатной температуре в среднем за 30 мин. Поскольку отечественными предприятиями такие шпатлевки не изготавливаются, специалисты рекомендуют использовать импортные двухупаковочные полиэфирные шпатлевки Mobihel или Colomix производства Словении.
Альтернативой полиэфирным шпатлевкам на основе растворителей могут служить водоразбавляемые эпоксидные аналоги, отличающиеся низкотемпературным отверждением, хорошей шлифуемостью и превосходной совместимостью с другими видами ЛКМ. Эпоксидные шпатлевки представляют собой двухупаковочные системы с жизнеспособностью 5 часов. Они состоят из эпоксидной дисперсии и аминоуретанового отвердителя с добавками. После смешения компонентов шпатлевку наносят двумя слоями толщиной по 40 мкм каждый с промежутком 20 мин., подсушивают в течение 30 мин. и отверждают за 60 мин. при температуре 60 °С.
При выборе верхнего отделочного ЛКМ при ремонте автомобилей приходится руководствоваться качеством и типом первоначального покрытия, а также приемлемостью температурного режима отверждения.
За рубежом обычно применяют двухслойное покрытие, состоящее из базисной (как правило, водоразбавлямой) композиции и верхнего покрывного лака.
Ассортимент ЛКМ для базисных слоев достаточно широк и насчитывает не менее 20 тыс. различных оттенков. Для изготовления этих материалов применяют три основных компонента: пигментную пасту, водную дисперсию смолы с добавками и корректирующую основу с реологическими добавками. Все три компонента после смешения образуют стабильную дисперсию.
В качестве пленкообразователей в таких ЛКМ используют полимеры с очень хорошей способностью к измельчению и смачиванию пигментов. В то же время они должны иметь хороший розлив и легко сшиваться в мягких условиях. Всем этим условиям соответствуют полиуретаны. Например, германская фирма BASF изготавливает полиуретановые дисперсии марки Glasurit-90-Line для авторемонтных базисных покрытий, наносимых методом распыления, в т. ч. с помощью высокообъемного распылителя низкого давления.
>> Далее