Национальные стандарты дорожной разметки
Требования к материалам для дорожной разметки на современном этапе
Современный этап развития дорожной отрасли характеризуется ужесточением требований к дорожной разметке - увеличиваются гарантийные сроки, в процессе эксплуатации контролируется не только ее сохранность по площади, но и фотометрические параметры.
Качество и продолжительность функциональной долговечности дорожной разметки зависит от ряда факторов. Прежде всего, следует выделить следующие:
Специалисты порой расходятся во мнении по оценке «весомости» каждого из перечисленных факторов, но, бесспорным является то, что высокое качество разметки не может быть обеспечено при использовании «второсортных» материалов и изделий. Зачем нужна такая дорожная краска, которая станет держаться на поверхности только если на нее изначально нанесена грунтовка глубокого проникновения? Краска для разметки должна иметь прочное сцепление с дорогой и без предварительного грунтования.
Возникает вопрос, как определить, насколько хороши краски и пластики? Еще совсем недавно качество материалов и изделий определялось по параметрам, приведенным ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» и техническим условиям производителя. Но, при испытаниях материалов возникали следующие проблемы.
Во-первых, в ГОСТ Р 51256-99 содержится явно недостаточное количество нормируемых параметров. Результаты испытаний, выполненных в течение более чем пятилетнего периода специалистами научно-технического центра «М Дорконтроль» и кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ), подтверждают сказанное. С одной стороны, практически все проконтролированные образцы красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков полностью соответствуют требованиям, изложенным к материалам в ГОСТ Р 51256-99. С другой стороны - никак нельзя утверждать, что все материалы идентичны: для их применения требуются различные технологии, да долговечность разметки, выполненная с использованием этих материалов, весьма отличается (при прочих равных условиях).
Во-вторых, в технических условиях (а их было проанализировано около 80) устанавливаются не только различные требования, но и различные методы контроля. Порой отсутствуют ссылки на нормативные документы, равно как и сами методы.
Весьма часто встречаются ссылки на методики каких-либо организаций без указания подробной информации (за исключением названия организации). Соответственно, практически невозможно проводить испытания этих материалов где-либо кроме указанной организации.
В-третьих, при изучении технических условий в ряде документов было выявлено нормирование параметров, не имеющих отношения к самим материалам. Так, например, установление в технических условиях требований к краскам или пластичным материалам по коэффициенту световозвращения совершенно некорректно. Тоже следует отнести к коэффициенту сцепления с колесом транспортного средства и функциональной долговечности.
Нормирование в ГОСТ Р 51256-99 параметров материалов для дорожной разметки не может быть признано целесообразным исходя из интересов стандартизации.
С 1 января 2007 г. ситуация с нормированием требований к материалам принципиально изменилась - вступили в действие два новых национальных стандарта: ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования» и ГОСТ Р 52576-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний». Документы были разработаны на основании плана важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских робот дорожного хозяйства на 2004-2005 гг., утвержденного распоряжением Росовтодора и в соответствии с Программой национальной стандартизации РФ на 2006 г.
Разработчиками национальных стандартов являются МАДИ (ГТУ), НПЦ «М Дорконтроль» и НТЦ «Катафот». Стандарты были внесены Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 «Дорожное хозяйство», приняты Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Согласно статьи 16 Федерального закона «О техническом регулировании» на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии были опубликованы уведомления о начале и завершении общественного обсуждения проектов национальных стандартов. Проекты национальных стандартов были направлены в адрес нескольких организаций. Полученные замечания и предложения позволили повысить качество документов. Но, к сожалению, приходится констатировать недостаточную активность общественности при обсуждении проектов национальных стандартов.
Рассматривая ГОСТ Р 52575-2006, необходимо отметить несколько особенностей. В национальный стандарт введены разделы (помимо непосредственно технических требований) «определения и сокращения», «классификация материалов», «требования к комплектности», «требования к маркировке», «требования к упаковке», «требования к транспортированию и хранению», «требования по безопасности». Требования к методам испытаний приведены в ГОСТ Р 52576-2006.
К материалам для дорожной разметки относятся материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки на автомобильных дорогах и улицах с усовершенствованным покрытием. После нанесения и высыхания (отверждения) материалы определяют эксплуатационные свойства дорожной разметки.
Материалы для разметки автомобильных дорог классифицируются на следующие типы:
Пластичные материалы, в свою очередь, по способу отверждения классифицируются на:
Характеристика материала для разметки дорог, определяющая его свойства по нормируемому параметру, определяется классом разметочного мотериала. Класс имеет буквенное обозначение. Цифрами определяется группа требований по данному параметру.
В национальном стандарте применены следующие обозначения классов разметочных материалов, сокращения и обозначения:
Технические требования к материалам для разметки автомобильных дорог, устанавливаемые в ГОСТ Р 52575-2006, приведены в Таблицах 1-4.
Также в ГОСТ Р 52575-2006 устанавливается требование к стойкости высохшей пленки красок и эмалей (не менее 48 ч) и отвердевших термопластики и холодных пластиков (не менее 72 ч) к статическому воздействию следующих сред:
Стойкость к статическому воздействию раствора щелочи гидроксида натрия устанавливается только для материалов, предназначенных для разметки цементобетонных покрытий.
В ГОСТ Р 52575-2006 приведены требования к комплектности при поставке материалов для дорожной разметки. Разметочные материалы должны поставляться с сопроводительной документацией производителя, включающей паспорт с основными характеристиками материала (со ссылкой на стандарт организации или другой нормативный документ), данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала), инструкцию по технологии применения материала, в которой отражают правила проведения работ, правила техники безопасности, правила транспортировки и хранения материала, экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий соответствующую безопасность материала. В случае комплектования материалов для дорожной разметки рецептурным растворителем и/или световозврощающими элементами информация о них должна быть отражена в сопроводительной документации на материал для дорожной разметки.
Маркировка разметочных материалов должна включать следующие данные:
Срок хранения для разметочных материалов: для красок и эмалей - не менее 6 месяцев, а для термопластиков и холодных пластиков - не менее 1 года со дня изготовления.
ГОСТ Р 52576-2006 содержит следующие разделы: область применения, нормативные ссылки, обозначения, методы испытаний, требования безопасности. В лабораториях кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ (ГТУ) и НПЦ «М Дорконтроль» выполняется контроль качества разметочных материалов в соответствии с требованиями нового национального стандарта.
Изменения, вызванные введением в действие ГОСТ Р 55575-2006 и ГОСТ Р 52576-2006, привели к разработке Изменения № 1 в Стандарт Федерального управления автомобильных дорог «Холмогоры» (разработчики - Упрдор «Холмогоры» и НПЦ «М Дорконтроль»).
Введение в действие национальных стандартов, устанавливающих требования к материалам для дорожной разметки и соответствующим методам контроля позволит повысить объективность информации о красках (эмалях), термопластиках и холодных пластиках, обоснованно выбирать материалы с учетом используемых технологий, требований к разметке и условиям эксплуатации автомобильной дороги. В настоящее время по заданию Росовтодора специалистами МАДИ (ГТУ) и НПЦ «М Дорконтроль» ведется разработка ряда национальных стандартов, устанавливающих требования к изделиям для горизонтальной дорожной разметки (штучных форм и стеклошариков) и соответствующих методов контроля.
>> Далее